|
|
|
Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях
пишет
и
дает советы.
Росток
14. — Радушию и
благотворительности (по отношению к другим) в эти первые годы дети будут
в состоянии научиться постепенно, если будут видеть, как родителями
раздаётся милостыня среди бедных, или если им самим прикажут отнести её,
или если иногда им подскажут уделить другим что-либо из того, что они
имеют. Когда они это сделают, их нужно будет за это похвалить.
15. — Наши предки
имели обыкновение говорить, что праздность — подушка сатаны. И
совершенно верно. Ведь кого сатана найдёт не занятым трудами, того он
займёт сам сперва дурною мыслью, а затем также и позорными делами. Итак,
благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но
постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждается
дорога злейшему искусителю. Я разумею, конечно, труды, которые не
превышают сил ребёнка, хотя они не что иное, как игра (как это и должно
быть). Лучше играть, чем пребывать в праздности, ибо во время игры ум
всё-таки чем-либо напряжённо занят и часто даже изощряется. Таким
образом, без всякого затруднения дети весьма легко могут упражняться в
подготовке к деятельной жизни, так как сама природа заставляет их
что-либо делать. Об этом сказано выше (глава VII).
16.— Пока дети ещё
учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно
больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма
полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не
немыми статуями, а разумными созданиями. Кто думает, говорит Плутарх,
что молчание — дело ничтожное, тот неразумен. Началом великой мудрости
является возможность разумно пользоваться молчанием. Молчание никому,
конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили.
Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и
молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю
жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы
приобретали себе возможность пользоваться тем и другим. Итак, родители
должны .приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как
дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими
позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать
какие-либо приказания отца или матери. Другой стороной молчания будет
обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы,
дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что
подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем
сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько
позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное
внимание.
17. — Качество
терпения даже ребёнок может отчасти приобрести, если не будет излишней
изнеженности и чрезмерной снисходительности. У некоторых уже на первом и
на втором году начинают обнаруживаться порочные, дурные наклонности:
самым лучшим будет вырвать это тотчас, при самом появлении, как
чертополох. Например, какой-нибудь упрямый ребёнок криком и плачем
стремится добиться того, что пришло ему в голову. Другой свой гнев,
злость, жажду мести проявляет кусаясь, ударяя ногами, царапаясь и
другими способами. Такие аффекты не являются естественными, а
представляют собой только вырастающие плевелы, а потому родители и няни
должны относиться к ним с большой рассудительностью и подавлять их также
в самом корне. В первом раннем возрасте это легче и гораздо полезнее
сделать, чем впоследствии, когда злость пустит глубокие корни. Напрасно
говорят (как это обычно у некоторых): «он — ребёнок, не понимает». Выше
уже было сказано, что такие люди сами лишены разума. Справедливо, однако,
что бесполезные травы мы не сразу можем вырвать, как только они начинают
вырастать из земли, так как мы ещё не можем правильно распознать диких
трав от посеянных и не можем выдернуть их рукой. Однако верно и то, что
не следует ждать, пока они подрастут, потому что впоследствии крапива
будет жечь сильнее, чертополох будет больше колоть, а полевые плоды или
другие полезные травы будут заглушены и погибнут. А когда этот терновник,
пустивший уже крепкие корни, вырывается силою, то часто подрываются
корни у растущего рядом посева. Итак, как толыко ты заметишь плевелы,
крапиву и терновник, тотчас вырывай. Тем успешное будут произрастать
настоящие посевы. Если ты видишь, что ребёнок хочет сверх необходимости
лакомиться и объедаться мёдом, сахаром и какими угодий фруктами, ты будь
разумнее его и не позволяй этого; уведи его, займи чем-либо другим, на
его плач не обращай внимания; достаточно наплакавшись, перестанет и
отучится от этого на будущее время с большой для себя пользой. Paвным
образом, если он пожелает вести себя дерзко и нагло, не жалей его,
крикни на него, накажи его физически, убери у него то, из-за чего он
плачет. Таким образом, он, наконец, поймёт, что нужно подчиняться твоей
воле, а не стремиться к тому, что его манит. Для такого воспитательного
приёма двухлетний ребёнок достаточно созрел; нужна, однако,
осмотрительность, чтобы ребёнка нe раздражить и не вызвать у него гнева.
Ибо в этом случае ты сам открыл бы ему дорогу для пренебрежения твоими
увещаниями и твоими наказаниями.
18.— Чтобы приучить
детей к деятельности и услужливости, нужно весьма мало труда, так как,
можно сказать, они сами по себе хватаются за всё, только бы им не мешали
и лишь бы их научили, как это должно делать благоразумно. Итак, отец или
мать пусть постоянно поручают детям исполнять то, что они могли бы
исполнить сами или через слугу: «Мой мальчик, подай мне это сюда.
Подними это, положи это на скамейку. Поди,— позови Ваню. Скажи, чтобы
Аннушка пришла ко мне. Дай этому нищему четверть унции. Сходи к бабушке,
пожелай ей от меня доброго дня и скажи, что я спрашиваю, как её здоровье,
а с возвращением поспеши» и пр.; всё — сообразно с силами возраста.
Кроме того, следует упражнять детей в быстроте и подвижности (расторопности),
так, чтобы, когда им что-либо поручается, они, оставив игры и всё
остальное, исполняли это как можно скорее. Этой готовности подчиняться
старшим дети должны научиться с самого юного возраста, и затем она будет
служить им великим украшением.
19. — Что касается
вежливости (morum civilitatis), то родители могут обучить ей детей
настолько, насколько сами в состоянии быть вежливыми; итак, нет
необходимости здесь в специальном указании. Милым будет тот ребёнок,
который как в отношении к своим родителям, так и в отношении к другим
ведёт себя почтительно и приветливо; у некоторых это как бы прирождённое,
другие должны в этом упражняться, и этим не следует пренебрегать.
20.— Наконец, чтобы
эта приветливость и ласковость не была неразумной, её нужно умерять
скромностью и серьёзностью. Когда осёл, о котором рассказывает басня,
видя, что собачка ласкается к своему хозяину хвостом и вскакивает к нему
на грудь, попытался сделать то же самое, то вместо благодарности получил
удары палкой (так как эта ласка не подходила к нему, как к ослу). Эту
басню можно рассказать детям, чтобы и сами они поняли, что кому идёт.
21. — А чтобы они
знали, что прилично и что неприлично, их нужно приучать к известным
жестам и движениям: как правильно сидеть, как вставать, как прилично
ходить, не кривляясь, не шатаясь, не раскачиваясь; как они должны
просить, если им что-либо нужно, как благодарить, когда им дают, как
приветствовать, если кого-либо встречают, как сгибать колени и
протягивать правую руку, если с ними заговаривают старшие, как снимать
шляпу, держать спокойно руки и пр., и много другое, что касается добрых
и хороших нравов и привычек. В другом месте об этом будет сказано
подробнее. Здесь было необходимо только коснуться кое-чего.
|
|
|
|