|
|
|
Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях
пишет
и
дает советы.
Росток
7. — До сих пор были
общие соображения. Теперь о вышеуказанных добродетелях я буду говорить
отдельно: как дети могут совершенствоваться в них прилично, разумно и
легко.
8. — Первое место
должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и
жизни и мать всех остальных добродетелей. К этому дети привыкнут, если
им будут давать столько пищи, питья и позволят столько спать, сколько
требует природа. Ведь остальные животные, следующие указаниям одной
только природы, более воздержанны, чем мы. Таким образом, дети должны
есть, пить, спать только в то время, когда их побуждает к этому природа,
именно, когда очевидно, что у них есть чувство голода, жажды и
потребность сна. Кормить их, поить и укладывать спать помимо-их желания
было бы безумным. Достаточно, если им давать всё согласно с требованиями
природы. Нужно обращать внимание на то, чтобы аппетит не возбуждался
искусственно какими-нибудь тонкими кушаньями или лакомствами. Ведь это
смазанные повозки, на которых возят больше, чем необходимо, это приманки,
ведущие к обжорству. Правда, иногда нисколько не мешает предложить детям
что-либо вкусное, однако давать пищу, состоящую только из лакомств,
чрезвычайно вредно как для здоровья (об этом в V главе), так и для
добрых нравов.
9. — Основы чистоты
можно будет закладывать немедленно на первом же году жизни, ухаживая за
ребёнком с возможно большой опрятностью. Как это должно происходить,
няньки, если они не лишены смысла, это знают. На втором, третьем и
следующих годах полезно учить детей, чтобы они прилично брали пищу, не
пачкали жиром пальцев, не пятнали себя разбрызганной пищей, не издавали
во время еды звуков (издавая по-свиному звук губами), не высовывали
языка и пр. Пить дети должны без лизания, облизывания и неприличного
обрызгивания себя. В одежде нужно требовать разносторонней чистоты,
чтобы они не волочили одежды по земле, не пачкали и не пачкали её
умышленно. Детям это свойственно ещё по недостатку у них ума, а родители
по какой-то глупости на всё это смотрят сквозь пальцы.
10. — Дети легко
привыкнут почитать старших, если узнают, что старшие очень о них
заботятся и внимательны к ним. Итак, если часто будешь обращаться к
ребёнку, будешь его обличать и наказывать, не беспокойся, он будет
питать в тебе уважение. А если детям будешь позволять всё, как
обыкновенно делают родители, чрезмерно любящие детей, то совершенно
несомненно, что дети будут жить в своеволии и упрямстве. Любить детей —
дело природы, а скрывать свою любовь — дело благоразумия. Вполне
правильно говорит Сирах, что необъезженный конь окажется упрямым, а
избалованный сын обречён на гибель. Ласкай сына, и устрашит тебя, играй
с ним, и опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не пришлось тебе
печалиться за него и, наконец, стиснуть зубы твои (Сирах, 30, ст. 8, 9,
10). Итак, лучше держать детей в строгости и в страхе, чем открывать им
глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и
непослушанию. Хорошо также давать и другим право порицать детей, чтобы,
где бы они ни были (а не только на виду у родителей), они привыкли
сдерживать себя и таким образом воспитывать в сердце своём скромность и
уважение ко всем людям. Поэтому непредусмотрительно и совершенно
неразумно поступают те, кто никому не позволяет даже искоса посмотреть
на своих детей. А если кто-нибудь что-нибудь скажет о них или сделает им
замечание, родители начинают за них вступаться даже в присутствии самих
детей. Благодаря этому горячая кровь, точно оседлав коня, даёт полную
свободу своеволию и заносчивости. Итак, этого нужно остерегаться.
Гравюра 16 века.
Обучение математике.-->
11. — Нужно с
величайшим усилием доводить юношество до действительного послушания.
Если оно научится сдерживать собственную волю, а чужую исполнять, то на
будущее время это послужит основой величайших добродетелей. Нежному
растению мы не позволяем расти по своей воле, но привязываем к колышку,
чтобы, будучи привязано, легче поднимало свою верхнюю часть и набирало
силы. Отсюда совершенно правильно было сказано Теренцием: «Все мы от
своеволия становимся хуже». Итак, всякий раз, как отец или мать скажут
ребёнку: Не трогай этого, сиди, дай ножик, дай то или другое и пр.,
нужно приучать детей к тому, чтобы они тотчас исполняли то, что им
приказывают. А если они пожелают проявить упрямство, то его легко можно
будет сломить окриком или разумным наказанием.
12.— О персах мы
читаем, что в воспитании детей они с величайшим старанием стремились
приучать их к воздержанию и правдивости. И не без основания, так как
лживость и лицемерие делают человека ненавистным для бога и людей. Ложь
есть порок рабов, и все люди должны питать к нему отвращение, говорит
Плутарх. О боге Писание свидетельствует, что ложные уста ему омерзение (Притчи,
12, ст. 22). Итак, следует требовать от детей, чтобы они не отрицали
сделанного, если допустили какую-либо порчу, но скромно сознались и, с
другой стороны, не говорили того, чего не было. Поэтому Платон
воспрещает в присутствии детей читать сказки и вымышленные басни, а
желает ввести детей сразу к серьёзному. А потому я не знаю, как можно
оправдать то, что некоторые имеют обыкновение делать, они учат детей за
сделанный проступок перекладывать вину на других, и если дети сумеют это
сделать, то учителя обращают это в шутку и забаву. Но кому от этого
величайший вред, как не ребёнку? Если он приучится подменять ложь шуткой,
то он научится лгать.
13. — Враг
справедливости — стремление к обладанию чужими вещами — пока ещё не
заражает этого нежного возраста, если его не портят няньки или те, кто
имеет попечение о детях. Это происходит в том случае, если в присутствии
детей один уносит вещи у другого и скрывает их, или тайком сберегает
себе пищу, или покушается на чужое. Происходит ли это в шутку или
серьёзно, дети, однако, видя это, приучаются подражать, и в этом также
они самые настоящие обезьяны; ведь, что бы они ии видели, это к ним
пристаёт, и они делают то же самое. Итак, няньки или те, кто занимается
с детьми, должны вести себя в их присутствии с величайшей осторожностью.
... далее
|
|
|
|